Идеальный Трамвай

11 июля 2013 г.
Сегодня я покажу как должна выглядеть самая крутая линия трамвая!
Находится она в норвежском городе Берген и что самое важное, скептики - это к вам, город находится в очень неблагоприятных климатических условиях!



Система легкорельсового транспорта (ЛРТ) Bybanen работает в Бергене с 22 июня 2010г. Она основана на положительном опыте создания подобных транспортных систем, которые в большом количестве появились в последние десятилетия в городах Европы, Азии, Африки и Северной Америки.

Решение о постройке легкорельсовой транспортной системы было принято в 2000г городским советом г.Берген. Первый этап строительства длинной 9,8 км. с пятнадцатью станциями соединил центр города с южными пригородами и городком Nesttun.

В 2011г. началось строительство второй очереди ЛРТ длинной 3,6 км с пятью станциями от города Nesttun до станции Lagunen, где у существовавшей там крупной торговой зоны, был создан транспортно-пересадочный узел на пригородные линии автобуса.

Вторая очередь ЛРТ была сдана в эксплуатацию 22 июня 2013г.

Начнем с остановок.


Станция Byparken, находящаяся в центре Бергена немного отличается от всех остальных остановок на трамвайной линии, её можно разделить на две функциональные зоны: 1. платформа для посадки 2. место для ожидания.
Как я уже сказал, климат в Норвегии достаточно суровый, зимой часто идет снег, а летом дожди и сильный ветер, поэтому зал ожидания совершенно резонно закрыт по периметру остеклением



На остановке есть схема линии, расписание, и автоматы по продаже билетов, ну и разумеется лавочки и урны.



Все остальные остановки - однотипные, различаются только длинной.



А вот расположение остановок в городском ландшафте гораздо интереснее.
Дело в том, что Берген расположен на скалистом основании и рельеф города очень сложный. При строительстве линии это было безусловно учтено, сооружено несколько тоннелей, а конечная станция Lagunen расположена на эстакаде.








Станция Lagunen, как я уже отметил, является частью транспортно-пересадочного узла, спустившись с моста - попадаешь на остановки автобусов, а чуть дальше парковка и крупный торговый центр.





С архитектурной точки зрения комплекс пересадки абсолютно функционален, удобные остановки, лавочки, есть лифт и туалет.




Вся инфраструктура выдержана в корпоративных цветах обслуживающей транспорт компании Skyss

И еще пару слов об благоустройстве, новый отрезок линии, открытый в этом году, в этом плане очень интересный:


Большие горшки-клумбы для растений (они пока не выросли), велопарковки, различные поверхности для того чтоб сидеть.


количество мест для парковки велосипедов правда не много не соответствует велосипедизации Бергена (пока не соответствует)


велосипедный мост через дорогу используется и как пешеходный и для инвалидов. Обратите внимание на то, как сделан правильный пешеходный переход, несмотря на то, что всего одна полоса для движения в каждую сторону - посередине островок безопасности. Основной путь движения выделен хорошим гранитным мощением, вспомогательные пешеходные пространства асфальтом,булыжником и другими материалами мощения.


Дорога. Тут не разгонишься до большой скорости, в Норвегии безопасностью дорожного движения не занимается полиция, а занимаются проектировщики дорог.

На новой линии между остновками Nesttun и Nesttun centrum трамвайная линия проходит через пешеходную зону.




Для безопасности вдоль трамвая высажены деревья, установлены лавочки, урны, велопарковки. В данном месте вагон существенно медленнее едет, что тоже связано с мерами безопасности.


На линии Bybanen используются трамваи Variobahn немецкой компании Stadler. Длинна вагонов 32 метра, ширина 2,65м., вместимость вагона - 220 пассажиров, сидячих мест - 84. Трамваи двухсторонние, расчитаны для работы на линиях с тупиковыми конечными. Все секции вагона низкопольные, высота пола над уровнем рельс - 30см.
Трамваи могут развивать скорость до 70км/ч. Однако по условиям безопасности, в Бергене быстрее 50км/ч. они не ездят.



Для обслуживания системы ЛРТ используется небольшое депо на остановке Kronstad
Это самое технологически современное и совершенное депо трамвая. Оно расположено на узком участке вдоль железной дороги в небольшом овраге. Несмотря на стесненность участка здесь очень грамотно размещаются места для хранения и обсуживания вагонов.
Единственное что не понравилось - на любом свободном участке территории устроена парковка автомобилей сотрудников.

Трамвай попадает в депо по пандусу, ведущему от основной линии.


При въезде расположена мойка и ангар для осмотра вагона.


На одном из путей стоит многофункциональный обслуживающий вагон.
У него есть имя - "Спящая красавица". Вагон моет трамвайные пути, зимой чистит снег, производит шлифовку рельс, и проводит измерения контактной сети, напомню что в наших трамвайных депо для каждой этой функции используется отдельный вагон.


На этом же пути стоит станок для шлифовки трамвайных колёсных пар, а в правом углу кадра отдельная тележка, которую прицепляют к техническому вагону для шлифовки рельс, она так же чистит желоба.


Диспетчерская, тут в реальном времени показываются все параметры работы линии, начиная от местоположения вагонов, напряжения в контактной сети и заканчивая наполненностью отдельных секций вагона пассажирами.

Далее по участку депо находится ремонтный цех и пути для стоянки вагонов.


Если нужно провести какой-нибудь сложный ремонт вагона, его поднимают домкратами:


Далее выкатывают тележку и краном поднимают на специальную подставку для ремонта. В данном случае тележка запасная, чтоб можно было посмотреть что и как в ней устроено.


Рабочее место мастера:


А вот так выглядит классический трамвайный звонок:

для Бергена почему-то было принципиально чтоб на современный вагон поставили не динамик с записанным звуком звонка, а настоящий.


И в завершение несколько фотографий устройства трамвайных путей.

Бергенский трамвай это самая новая линия ЛРТ в Норвегии, на ней тестируются новые технологические решения для устройства трамвайного пути, поэтому вдоль всей линии пути устроены по-разному.

Трамвайно-пешеходный участок. Рельсы уложены на бетонное основание с резиновыми прокладками, к ним подведены все необходимые коммуникации и сверху всё это заливается бетоном.

Обратите внимание на то, что в месте стыка бетона и рельс устроены резиновые прокладки, ничего удивительного, у нас тоже так делают,но между резиной и бетоном есть еще 2-х см. слой уплотнителя. Так же промазаны уплотнителем и бордюрные камни у трамвайного полотна.

На остановке для верхнего слоя покрытия применили материал чем то похожий на тот что у нас кладут на детских площадках:

На первых участках трамвайной линии на остановках укладывали бетонные плиты или асфальт, но из за вибраций от торможения вагонов, возникающих в любом случае даже на самой соверешнной трамвайной линии асфальт коробится.

А так выглядят трамвайные пути на перегонах:

Обратите внимание на то, что траву посадили ниже уровня рельс. Это экспериментное решение, связанное с тем, что ранее траву сажали в уровень с рельсами и зимой после снегопадов и чистки путей она практически не выживала и её приходилось каждую весну заново сажать.

Автомобильный переезд через пути. В Бергене у трамвая приоритет, светофор ему всегда горит зелёным.


Линия в центре города:

Это единственное место где трамвай идет по совмещенной с автомобильным движением улице. В результате этого совместного использования рельсы и покрытие улицы изнашивается быстрее. Прошло три года и сейчас этот кусок будут закрывать на две недели на реконструкцию, скорее всего после ремонта улица станет исключительно трамвайной.

Линия Бергенского трамвая (ЛРТ) получила в 2011 году награду как лучшая в мире. http://www.lrtf.org.uk/news/light-rail-news/light-rail-awards-2011.html

В ближайшем будущем планируется открыть новую линию ЛРТ в г. Ставангер. http://www.by-banen.no/getAttachment?ARTICLE_ID=127&ATTACHMENT_ID=409

Оригинал
Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему