«Если вы ослушаетесь законов Божьих, то попадете в пасть змия. Сатана овладеет вами», — выкрикивает проповедник Майкл Сарфо, стоя на крупном перекрёстке в Аккре, столице Ганы. Пятичасовые проповеди, которые он проводит каждое утро, кроме выходных, громко звучат из динамиков, стоящих тут же. Прохожие останавливаются, чтобы получить благословение, проезжающие мимо водители бросают деньги из окон автомобилей.
Апостол Майкл Сарфо, который каждое утро в будний день устраивается на перекрестке с другими пасторами и их громкоговорителями, чтобы распространять Евангелие. Фото: Stacey Knott
В Аккре проповеди звучат со всех сторон. В городе приблизительно десять церквей на квадратный километр, и религиозные речи на улицах столицы — на перекрёстках, автобусных остановках, в общественном транспорте — совсем не редкость.
В 2010 году в Большой Аккре жило около четырех миллионов человек, но благодаря бурному росту города, это число может возрасти до 10 миллионов к 2037 году. Вместе с приростом населения город становится все более шумным, а жители все чаще жалуются на шумовое загрязнение.
Сарфо проводит проповеди на этом перекрёстке уже пятый год. По его словам, раньше динамики звучали громче, но после жалоб горожан громкость пришлось снизить. Он говорит, что те, кто жаловался на шум — не истинные христиане.
«Не всем по душе то, что мы делаем, ведь не все познали Христа», — говорит проповедник. «Потому мы этим и занимаемся». Он называет свои проповеди на тротуаре церковью, но уточняет, что хочет наконец перебраться в собственное здание.
В стране как грибы после дождя появляются различные проповедники, шарлатаны и целители. Любой перекресток в стране напоминает страницу рекламных объявлений газеты МК. Фото: Илья Варламов
Как отмечает городское Агентство по защите окружающей среды, около 70% жалоб на шум касаются религиозных мероприятий. Городские власти и жители Аккры указывают на «индивидуальные церкви» — маленькие независимые евангельские церкви без какой-либо организационной структуры — и называют их главными нарушителями. Они занимают дворы, недостроенные здания, появляются на крыльцах домов и в тени деревьев. И, несмотря на малочисленную паству, во время служб они нередко используют динамики и музыкальные инструменты.
Жалобы на шум
Для Гифти Гбаны, главы департамента по охране окружающей среды и санитарным вопросам Муниципального собрания района Ла Нквантананг Мадина, жалобы на шум занимают бо́льшую часть её рабочего времени. Мы находимся в её маленьком офисе в бетонном здании на окраине Аккры.
«Жалобы на шум к нам приходят каждый день», — говорит Гбана. По ее словам, на них уходит примерно 65% её дня. Чаще всего жалуются на церкви.
Гифти Гбана, глава департамента по охране окружающей среды и санитарным вопросам. Фото: Stacey Knott
Хотя департамент Гбаны всегда старается повлиять на ситуацию или выступить посредником, часто дело доходит до суда. Одно из таких дел касается церкви, организованной в семейном доме в новом квартале на окраине города.
По словам пастора, его церковь не больше, чем собрание членов семьи, а жалобы соседей он называет «неоправданными», обвиняя их в посягательстве на его право исповедовать свою религию. Местный прокурор Ламберт Квара заявляет, что за последние шесть лет количество жалоб на шум возросло. Помимо этой жалобы, сегодня он должен разобраться еще с двумя.
В вопросе жалоб Гбана нередко оказывается на передовой. По её словам, при подаче уведомлений ситуация может резко накалиться.
«Не все пасторы воспринимают это спокойно, многие начинают оскорблять», — говорит Гбана. Часто заявителей клеймят как «ведьм» или «колдунов». Гбана привыкла и к тому, что люди с хорошими связями оказывают давление, чтобы жалобу отклонили.
Но Гбана твердо уверена, что главное — сохранить в городе спокойствие (и тишину). При этом она признает, что для того, чтобы работать по-настоящему эффективно, систему нужно оптимизировать, а агентства должны лучше взаимодействовать.
Отдохнуть от шума можно один месяц в году, в преддверии праздника урожая Хомово, когда громкий шум находится под запретом, а динамики нарушителей могут изъять бдительные горожане.
Люди собираются, чтобы увидеть нигерийского пастора Криса Ояхиломе на площади Аккра Блэк Стар. Фото: Francis Kokoroko/Reuters
В остальное время шумовое загрязнение в Аккре напрямую влияет на здоровье горожан. По словам доктора Дзидзо Йиренья-Тавьях, занимающейся в Университете Ганы исследованиями влияния окружающей среды на здоровье, его последствия включают повышенный уровень стресса и потерю слуха.
Она считает, что люди не знают о местных законах о шуме, или вынуждены молчать из страха потерять репутацию или статус в сообществе. «Тебя могут объявить грешником», — говорит Йиренья-Тавьях.
«Клеймо грешника, ведьмы или колдуна может быть серьезным оскорблением», — говорит доктор Сирил Файозе, генеральный секретарь Совета христиан Ганы. «В Африке обвинения в колдовстве — серьезная вещь», — добавляет он, «и иногда вслед за этим следует общественное наказание».
В прошлом августе религиозные лидеры вместе с представителями местной и общегосударственной власти создали рабочую группу по борьбе с ростом уровня шума в Аккре. Основной упор группа направляет на образование и обеспечение правопорядка.
«Люди узнали об опасности шума и заинтересовались этим вопросом, поэтому начали писать жалобы», — говорит Джон Терри, член рабочей группы и глава департамента образования Агентства по защите окружающей среды.
Сэмюэл Тейе Доку приходил на собрание рабочей группы в августе, представляя независимые церкви. Он лично посещает церкви, относящиеся к его организации, и следит, чтобы службы не проходили слишком громко. «Библия учит нас издавать звуки — Бог говорит, что нам нужно использовать инструменты», — говорит он, «но использовать этот Божий дар мы должны с умом».
Некоторые церкви занимаются этим вопросом заранее. Например, баптистская церковь Тесано годами закупала новое оборудование и приспосабливала помещение, чтобы уменьшить уровень шума. Администратор церкви Кеннет Палм говорит, что прихожане жаловались на слишком громкие службы. «Громкий звук — не всегда хороший звук», — утверждает Палм.
Члены баптистской церкви Тесано на воскресной службе. Церковь инвестировала в новое оборудование и адаптировала свой дизайн интерьера, чтобы снизить уровень шума. Фото: Stacey Knott
Если церкви не регулируют уровень шума, судебное разбирательство может длиться очень долго: Гана известна неторопливой судебной системой. Только спустя 14 лет настойчивых обращений и «неописуемой боли и страданий» два жителя окраины Аккры смогли получить компенсацию в высшем суде от двух церквей по соседству.
В решении суда, принятом в январе 2019 года, указана целая эпопея из жалоб, писем, встреч, неудачного иска в районный суд. Там же упоминается вопиющее постановление местных властей об изменении территории одной из церквей, чтобы она могла проводить службы, невзирая на жалобы.
Суд постановил, что обе церкви нарушили законодательство о строительстве. Их оштрафовали за нарушение общественного порядка, а главе муниципальной исполнительной власти выписали штраф за «крайнее пренебрежение» правом двух жителей города «пользоваться своим жилищем в условиях тишины».
«Я боюсь, что у моего ребёнка будут проблемы со слухом»
Именно из-за бюрократии Исаак не стал доводить до конца свои жалобы местным властям. Он жаловался на пастора, который, несмотря на это, продолжал свои проповеди.
Стоя в съемной квартире в Мадине, состоящей из одной спальни, Исаак признается, что из-за постоянного шума он чувствует себя плохим отцом и мужем. Он переехал сюда в 2016 году, не придав значения скромным службам, которые проводил его сосед. Но с тех пор службы стали громче, а сам священник вместе с десятью прихожанами по вечерам стал выкрикивать молитвы в микрофон.
Молитвенная сессия. Фото: Francis Kokoroko/Reuters
Жаловаться Исаак стал только после рождения сына в 2018 году. «Я боюсь, что в будущем у моего ребёнка будут проблемы со слухом…[но] когда ты жалуешься, тебя называют грешником», — говорит Исаак, сам христианин.
После жалобы в Агентство, он перестал писать властям. Он думает, что его письма перебрасывают друг другу местное и национальное агентства. Его арендный договор истекает в апреле, и его семья считает дни до отъезда. Его сосед, однако, не видит никаких проблем в шуме, который издаёт он и его прихожане.
Пастор считает, что в этом районе многие шумят еще сильнее. По его словам, это «земные люди», по ночам слушающие поп-музыку через динамики. Но главное его убеждение — грядёт конец света, а значит, нет смысла волноваться об уровне шума. Все, что он хочет — сосредоточиться на «спасении души», и делать это нужно громко.
Йиренья-Тавьях предупреждает, что повышение уровня шума чревато серьезными социально-экономическими последствиями: от проблем с туризмом и здоровьем до биологического разнообразия. «Если в Аккре не прекратят безразлично относиться к шуму», — говорит она, «то нас ждет жизнь в хаосе, где каждый может делать что угодно — и не бояться ответственности».
Источник. Перевод Сергея Меликова.