Машины не смогут ездить прямо с Бруклинского моста, им придётся уехать куда-то ещё. В это же время, пешеходам и велосипедистам это пойдёт на пользу. Фото: 2018 Massengale & Co LLC, рендер — Габриэлла Стройк Джонсон.
Новый Амстердам, познакомься с настоящим Амстердамом.
На переполненных улицах Южного Манхэттена должно отводиться больше места толпам туристов и пешеходов. По новым проектам автомобилисты должны будут ездить медленнее. Так заявляет группа районных активистов, продвигающая решение в европейском стиле вопреки мнению мэра, который отказался что-либо менять ради снижения превосходства автомобилей.
Ассоциация соседей Финансового квартала пытается добиться очевидного сочетания: больше небольших парков и меньше парковочных мест, отводимых для рабочих и ночной уборки мусора, но впечатляющий план «Дорогу Нижнему Манхэттену» также призывает убрать некоторые дороги, чтобы расширить парк Боулинг-грин и создать пешеходную площадь там, где сейчас заканчивается Бруклинский мост.
Авторы предложения вдохновлялись программами общих улиц со всего мира, такими как Рамбла в Барселоне, большая часть Амстердама или Золотой Рог Стамбула.
«Мы думаем о программе медленных улиц, это то, что делают города по всему миру», — говорит Патрик Кеннелл, основатель ассоциации.
Нью-йоркцы уже долгое время пытаются решить проблему загруженности к югу от Чеймберс-стрит — с тех пор, как она появилась. Сетка улиц, как она есть, зародилась ещё в голландской колонии Новом Амстердаме. Небольшие пространства способствовали строительству небоскрёбов, что помогло Нижнему Манхэттену стать мировой столицей, но они же не очень подходят для перемещения товаров и передвижения людей.
100 лет назад проблему пробок можно было решить, построив метро, благодаря которому развитие сместилось севернее. Но рост популярности автомобилей свёл эти усилия на нет. А когда и тротуары, и улицы слишком узкие, никто не хочет отдавать своё место.
Перерождение Нижнего Манхэттена как жилого района в середине 60-х стало новым вызовом. В 1966 году мэр Роберт Вагнер собрал консилиум лучших градостроителей того времени, и они создали 368-страничный «План Нижнего Манхэттена», в котором предложили несколько типов улиц: одни — для быстрого трафика, другие — только для доставки товаров, третьи — только для пешеходов. (После терактов 11 сентября кварталы возле Зала Федерации и Нью-Йоркской фондовой биржи сделали пешеходными, в основном, в целях безопасности, а также потому что они популярны среди туристов).
В 2010 году, когда население даунтауна выросло до нынешних 75 тысяч, Дептранс Нью-Йорка рекомендовал преобразовать многие улицы Нижнего Манхэттена в общие улицы. По факту сделано было очень мало.
По словам активистов, загруженность улиц Нижнего Манхэттена достигла критической отметки из-за большего числа машин (и неправильной парковки), торговых точек, туристов, пешеходов, велосипедистов и мусора. На некоторых улицах половина припаркованных машин — с официальными или поддельными разрешениями на парковку.
«Эти проблемы могут нанести ущерб как качеству жизни в самом историческом районе Нью-Йорка, так и потенциалу для его роста», говорится в отчёте.
Боулинг-грин (сверху) и Атакующий бык с Уолл-стрит (не на картинке) смогут вместить толпы пешеходов (снизу). Фото: Google, 2018 Massengale & Co LLC, рендер — Габриэлла Стройк Джонсон.
Решение, разумеется, — сократить место для автомобилей, а также сделать полностью пешеходной часть Нижнего Бродвея и Центральной улицы от Чеймберс до мэрии и дальше.
«Пересмотренная площадь перед мэрией вокруг нового фонтана или памятника могла бы стать одним из знаковых мест Нью-Йорка, гарантируя, что машины, съезжающие с Бруклинского моста, не попадут на сетку улиц через Чеймберс-стрит», — утверждают авторы отчёта. «Вместо этого им придётся въезжать севернее или южнее — через проспект Рузвельта».
Расширенная пешеходная зона около скульптуры Атакующего быка даст возможность туристам взаимодействовать со статуей и лучше использовать не так популярный нынче Боулинг-грин. Не случайно два этих места для прогулок соединены крупной пешеходной зоной возле фондовой биржи.
«3 этих места, являющихся частью истории финансового квартала, могли бы стать главной точкой притяжения района с медленными улицами», утверждается в отчёте. Это подчёркивает желание туристов спокойно ходить от одной достопримечательности к другой, как в Лондоне от Национальной галереи до колонны Нельсона на Трафальгарской площади — не пересекаясь с машинами. А большее количество общих улиц, где машины и пешеходы движутся с одной скоростью, — это заимствование подхода городов вроде Амстердама.
Идея общих улиц очень популярна в Европе, где безопасность пешеходов превыше всего. Так могла бы выглядеть улица Нассау в Нижнем Манхэттене. Фото: 2018 Massengale & Co LLC, рендер — Габриэлла Стройк Джонсон.
Сам по себе отчёт не предлагает действительно больших зон без автомобилей, поскольку его авторы, вероятно, понимают, что такая идея, хоть и взята на вооружение многими городами, — плохое начало диалога с мэром де Блазио, который постоянно её отвергает. Но через 2 года в Нью-Йорке будет новый мэр, и один из потенциальных претендентов на этот пост, председатель Городского совета Нью-Йорка Кори Джонсон, заявляет, что будет гораздо агрессивнее подходить к вопросу «прорыва автомобильной культуры», чем де Блазио в свой второй срок.
Однако Дептранс Нью-Йорка открыт для некоторых предложений. Их пресс-секретарь Алана Моралес заявила, что уже был проведён пилотный проект общих улиц, и подобные идеи приветствуются и будут рассмотрены.
Транспортные активисты заявляют, что предложения по Нижнему Манхэттену — шаг в правильном направлении к удобным улицам для пешеходов.
«Это запустит обсуждение о роли автомобилей в Нью-Йорке, хотя оно должно было начаться ещё лет тридцать назад», — считает Джо Катрафо из организации «Транспортные альтернативы». «Это район, где много пешеходов и общественного транспорта, так почему столько места отводится машинам?»
А если кто-то переживает насчёт амстердамизации Нового Амстердама, то у бывшего велосипедного мэра идиллического голландского приюта пешеходов и велосипедистов есть ответ: жители быстро разобрались, как поделить пространство. Мало кто решается поехать куда-либо на машине, поскольку парковка очень дорогая.
«Нужно всего лишь немного времени, чтобы пешеходы и велосипедисты поняли: надо быть внимательными», — сказала Анна Лютен порталу Streetsblog. «А водители понимают, что они — гости на дороге».
Источник. Перевел Михаил Чижов. Поддержите редакцию: