Мобильность в городе для пожилых и слабых

March 12, 2020

Проблемы физической доступности города вносят серьёзный вклад в осознание у пожилых людей собственной беспомощности, отставания от окружающих. Это в свою очередь приводит к негативной стратегии старения, выключения из социума, замкнутости, старческой депрессии. Ухудшает ситуацию сложность или даже невозможность добраться до мест социализации (поликлиника, кружки, родственники) из-за отсутствия комфортных связей. Больше всего от удобной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов выигрывают пожилые люди.


Старшие поколения с трудом принимают идеи новой мобильности, которую сейчас предлагают прогрессивные города. Среди тех, кто эти идеи поддерживает, гораздо больше молодёжи — но к ней зачастую не прислушиваются.

Такой поколенческий разрыв неудивителен: люди, родившиеся в 60-е–70-е годы, привыкли ездить на автомобиле, а у молодёжи в разы больше вариантов проезда буквально в паре касаний. Приложения для мобильности больше заточены под молодёжь, которая изучает мир через телефон, а не из-за руля автомобиля. Велопрокатом чаще пользуются молодые люди с высшим образованием. Электросамокатами — молодые парни. Неудивительно, что сервисы новой мобильности кажутся «молодёжными». Также и обособленные велодорожки (как и прочая инфраструктура для новой мобильности) рассматриваются как нечто для молодых и сильных.

Однако именно пожилые люди (и все остальные, кому тяжело водить) больше остальных выигрывают от развития инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. Что именно нужно сделать, чтобы добиться их поддержки?

1. Развивайте прокат различных транспортных средств

Картинки по запросу "Detroit’s MoGo scooter"

Велопрокат используется во многих городах для повышения привлекательности езды на велосипеде. Он позволяет попробовать, каково это, без значительных вложений. В него можно включать и другие виды транспорта: электровелосипеды, трициклы и самокаты с сиденьями — это поможет повысить их привлекательность. Такой прокат с обширным выбором транспортных средств уже используется, например, в Детройте.

2. Делайте велопрокат доступным

Велопрокат должен быть доступен не только для тех, кто постоянно со смартфоном. Даже если смартфон есть у пожилых людей, им тяжелее использовать сервисы через приложения. Конечно, бесстанционные системы невозможно запустить без приложения. Но если у вас есть станции проката, их можно делать доступными и без смартфонов. Такие станции делают систему заметнее и понятнее, а чтобы разблокировать велосипед, достаточно приложить карту или распечатать код на терминале у станции. Что-то похожее работает сейчас в Москве.

3. Интегрируйте велопрокат в систему общественного транспорта

Мелкий транспорт вроде самокатов, электровелосипедов и трициклов может помочь людям, которым тяжело добраться до остановок и от них. Хорошее решение — делать станции велопроката и парковки для личных самокатов и велосипедов рядом с остановками общественного транспорта. В Милуоки даже объявляют в автобусах, если на остановке есть велопрокат, а в Питтсбурге местная карта «Тройка» позволяет пользоваться велопрокатом бесплатно.

4. Идите в люди

Многие городские системы велопроката нанимают специальных людей, которые ищут способы привлечения тех групп населения, кто ещё ими не пользуется. Они могут больше общаться с пожилыми и помогать им понять плюсы езды на велосипеде и особенности использования системы.

В Филадельфии проходят даже специальные занятия по «основам езды на велосипеде в городе». На них рассказывают, как безопасно ездить в трафике, выбирать наилучший маршрут и использовать велопрокат. Кроме этого, там обучают взрослых езде на велосипеде, если они до этого не умели.

5. Делитесь статистикой

Есть американские исследования, показывающие: после 65 лет не водят машину 20% людей, а к 80 годам — 65% (по России аналогичных исследований найти не удалось, но учитывая общий уровень автомобилепользования, цифры, вероятно, ещё сильнее не в пользу автомобилей). Пожилые люди вынуждены отказываться от автомобиля, при том что они всё ещё могут ходить.

От подобной статистики никуда не деться. Люди могут оставаться физически активными, но ухудшающиеся зрение и моторика уже не позволят им водить машину. Важно донести до пожилых людей, что их будущее связано с ходьбой и ездой на велосипеде, а не вождением автомобиля, и развитие инфраструктуры позволит им дольше оставаться независимыми.

6. Отображайте пожилых на рендерах

Появился проект реконструкции площади. Желательно, чтобы на его визуализации было видно разных людей: молодых и пожилых, пешком и на велосипедах и т. д. Это поможет пожилым людям «увидеть себя» на этих картинках и склониться к использованию новой мобильности.

7. Подготовьтесь к старению населения

man, sitting, bench, surrounded, pigeons, old, elderly, senior, people, birds, animals, sidewalk, city, urban, buildings, lifestyle, portugal, flag, street, urban Scene, city Life, cultures, men, architecture, domestic animals, vertebrate, group of animals, one person, mammal, domestic, real people, building exterior, pets, full length, adult, seat, animal wildlife, outdoors, 4K, CC0, public domain, royalty free

Поскольку население стареет, города должны приспосабливаться к нуждам пожилых жителей. Активные способы перемещения — ключевой пункт программы. Физическая активность откладывает «увядание» пожилых людей и даёт им чувство независимости и силы — а это, в свою очередь, улучшает их эмоциональное и социальное здоровье.

Возможно, нет социальной группы, которой больше были бы нужны улучшения пешеходной и велосипедной инфраструктуры, чем пожилые люди (и все остальные, кому тяжело перемещаться по городу). Делать города более приспособленными для ходьбы пешком и езды на велосипеде — это лучшая помощь для них.

Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Фото на обложке отсюда.

Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему