Пешеходная программа для кандидатов в мэры Москвы

17 июля 2013 г.
Недавно Городские проекты подготовили и опубликовали "Транспортную программу для кандидатов в мэры Москвы". Приятно было видеть, как почти все кандидаты поддержали наши идеи, а многие взяли нашу транспортную программу в основу своей. К сожалению, кандидаты в мэры почти ничего не говорят про развитие пешеходной инфраструктуры города. Транспорт, конечно, важен, но большинство ходит по городу пешком, так что сегодня я рад опубликовать пешеходную часть нашей программы.

Изменить политику в сторону пешеходизации. Пешеход - главный в городе.



В 2011-2012 году в Москве было построено 70,4 км. дорог, а пешеходных переходов создано лишь 39. В 2013-2016 годах планируется построить 286,4 км. дорог, 106 дорог планируется расширить. При этом в программе развития Москвы ничего не сказано про расширение тротуаров и создание более благоприятной среды для пешехода. Люди, принимающие решения отдают приоритет развитию автомобильного движения, они ничего не знают о проблемах пешеходов. Их можно понять, ведь они входят в те 20% москвичей, которые передвигаются по городу на автомобиле.

Сейчас пешеходное движение рассматривается прежде всего как способ перемещения, многочисленные нюансы и возможности городской жизни не принимаются в расчет или игнорируются. В итоге город становится неудобным для большинства населения и теряет доход, который мог бы получать при развитиии пешеходных связей и маршрутов. Чем выше качество городской среды, тем больше человек проводит времени на улице. Растет активность, растет коммерция и растет благосостояние города.

Развитием общественных пространств, пешеходных маршрутов и инфраструктуры должен заниматься отдельный департамент



Сегодня пешеходными зонами и инфраструктурой занимаются несколько департаментов Правительства Москвы: Департамент капитального ремонта, Департамент транспорта, Департамент строительства, Департамент ЖКХ, Департамент культуры. Под созданием пешеходных зон часто понимается просто смена покрытий тротуаров и ремонт фасадов. Так было на Кузнецком мосту, когда широкие улицу сделали пешеходной, замостили все плиткой, а потом стало непонятно, что со всем этим делать. На помощь пришел ДепКульт, который на лето организовал почти на каждый день какие-то мероприятия. При этом сами департаменты зачастую не координируют между собой свои действия. Например, недавно Дептранс и Депстрой установили паркоматы и знаки платных парковок на тротуарах да так, что ходить по улицам стало просто опасно. Пешеходными зонами, тротуарами и общественными пространствами надо заниматься не по остаточному принципу, как сейчас. Они должны планироваться и координироваться одной структурой, которая и будет отстаивать интересы пешеходов в городе.


Развитие пешеходной сети и связей



Система пешеходных связей должна рассматриваться как единая сетка пешеходных непрерывных маршрутов. Она должна быть развлетвленной и комфортной. Горожанин должен иметь возможность дойти пешком из точки А в точку Б без препятствий, с возможностью отдохнуть и провести свободное время. Пешеходные маршруты должны быть сопряжены с системой общественного транспорта, системой общественных пространств и точек притяжения людей. Выполнив эти, на первый взгляд, несложные условия человек приобретает возможность выбора способа передвижения по городу без ущерба для личного комфорта. Выбор сценариев городской жизни является составной частью качества городской среды. Растет качество среды – растет количество пешеходов. Растет количество пешеходов – город становится более безопасным, здоровым и устойчивым. Этот пункт сильно зависит от первого. Пока не изменится политика городских властей в сторону пешехода, о удобном городе с качественной средой можно лишь по-мечтать.


Развивать систему пешеходных и преимущественно-пешеходных зон



Полностью пешеходные улицы крайне полезны для города. При этом они должны быть в увязке всей системы пешеходных маршрутов и общественного транспорта. А возникать они должны в местах наиболее насыщенных торговыми, культурными и досуговыми функциями.


Сделать улицы Москвы доступными для маломобильных групп населения



В Москве 6% людей орграниченных в возможностях по состоянию здоровья. Еще около 40% (Росстат) молодых родителей с колясками, пожилых людей и просто людей со слабым здоровьем. Так, получается почти половине жителей Москвы не удобно, а иногда просто невозможно, передвигаться по городу. Необходимо исправить ситуацию: сделать тротуары, пешеходные переходы, общественный транспорт так, чтобы люди ограниченные в передвижениях могли чувствовать себя равноправными жителями города. Это должна быть комплексная городская программа. Город должен быть удобен для всех.


Привести все тротуары в соответствие с действующими нормами



Нормы проектирования регламентируют ширину тротуара не менее 2 метров. Это расстояние считается комфортным для улицы местного значения в жилом квартале. На улицах общегородского значения, к примеру на Тверской, ширина тротура должна быть не менее 4,5 метров, рекомендуемая – 6 – 7,5. На улицах местного значения, например на Покровке, 3 метра минимальная ширина тротура, 6 – рекомендуемая. В это расстояние не входят скамейки, остановки, рекламные конструкции, элементы озеленения и т.д. Если выполнить хотя бы этот и предыдущий пункт, жить и передвигаться в городе станет намного комфортнее и безопаснее.


Строгий контроль за качеством покрытия тротуаров



Лужи на дорогах – брак дорожного покрытия. На качественно спроектированных и уложенных дорогах луж не бывает! Все дороги и тротуары должны иметь так называемую разуклонку, по которой вода стекает в дождеприемники. Дождеприемники должны быть установлены на расстоянии не более 40 метров. Необходимо разработать и ввести новые требования к строительству и тротуаров. Например, вода с крыш должна стекать по сливной трубе в решетку – дождеприемник, а не на тротуар. Из-за того ,что все водосточные трубы в Москве сделаны неправильно, зимой образуются ледяные наросты и ходить по тротуарам просто опасно. Также нужно уделять внимание к самому покрытию. В местах с большим пешеходопотоком нельзя класть мелкую рельефную плитку и т.д. Все эти правила должны быть регламентированы и строго соблюдаться.


Пешеходные переходы и пути сделать безопасными



В России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов: каждое четвертое ДТП (с пострадавшими) – это наезд на пешехода. В крупных городах до половины всех ДТП – наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый третий наезд, в том числе по вине водителей - в 86% случаев. В последние несколько лет, в результате ДТП гибло от 8700 до 10000 пешеходов ежегодно. Это очень высокие показатели. Необходимо сделать передвижение пешехода безопасным. Для этого давно придуманы не сложные способы, о которых мы не раз писали: пешеходные переходы в один уровень с тротуаром на расстоянии 50-150 метров, защитные столбики в углах пешеходного перехода, защитные столбики вдоль троруара, продуманные и удобные остановки, регулируемые светофоры, подсветка пешеходного перехода в темное время суток и другие. Другой вопрос, что в Москве, с текущей системой и классификацией дорог, не так-то просто сделать безопасными все пешеходные пути. Во многих, наиболее опасных случаях, сделать это практически невозможно. Скажем на Ленинградском проспекте. То есть после реконструкции улицы в магистраль, сделать ее удобной для пешехода крайне сложно. Если невозможно оборудовать наземный переход, то обязательно должны быть лифты или эскалаторы.


Меры успокаивания движения и скорости

Надеюсь, вы уже поняли сколько пешеходов страдает в ДТП. Это происходит в том числе и в следствие высокой скорости автомобильного движения. Особенно это касается жилых районов. В Городских Проектах хотят, чтобы пешеход спокойно мог перейти дорогу, чтобы московские дети не рисковали жизнью, выбегая с площадки за мячиком. Для этого нужно принять меры, с помошью которых водители будут вынуждены сбрасывать скорость и передвигаться во многих местах города адекватно ситуации: в жилых районах – 30 км.ч., на опасных участках дорог и участках с плохой видимостью – 40 км.ч.


Ввести приоритет «зеленого человечка»



Сегодня на светофорных переходах приходится слишком долго ожидать разрешающего сигнала для пешехода, и он горит слишком мало времени. В итоге большое количество людей стоят в ожидании возможности перейти дорогу, а потом вынуждены просто бежать, чтобы успеть ее перейти. Также из-за этого часто люди переходят улицу на красный свет и создаётся опасность ДТП.


Полный запрет на парковку на тротуарах



Тротуар предназначен только для передвижений, прогулок и общения. Делать это, протискиваясь среди машин – невиданное хамство к пешеходам!


Оградить пешеходов от последствий большого скопления автомобилей



Большое скопление автомобилей в городе – всегда шум, загазованность и неприятные ощущения у людей вокруг. Нужно максимально оградить от этого пешеходов и местных жителей.


Разработать единые стандарты для элементов пешеходной инфраструктуры



Красота города, это не только архитектура и парки. В это понятие входит множество элементов городской среды, составляющих единое целое – визуальную среду города. Сегодня как должно вглядеть городское пространство на уровне человека занимаются прорабы, вахтеры, строители, префекты, главы управ и другие затейники. Так быть не должно. Образ города – очень важная составляющая комфорта. Необходимо разработать единый фирменный стиль всех элементов инфраструктуры города для всех районов. Как должен выглядеть городской столбик, люк, лавочка, как должен быть оформлен выезд со двора, газоны и т.д. Эти решения сейчас каждый раз принимают в управах при проведение очередного тендера. Необходимо разработать единые стандарты и правила.


Сделать зоны отдыха каждые 500-800 метров пешеходного маршрута



Считается, что человек может комфортно преодолеть около 500 метров. Далее многим требуется отдых. Для этого нужно создать зоны отдыха для пешеходов каждые 500-800 метров. Это могут быть небольшие скверы, беседка или просто группа лавочек с озеленением или арт объектом.


Уличные туалеты



Москве нужны нормальные уличные туалеты, с пеленальными столиками, доступом инвалидов, горячей водой и системой автомотической очистки. Поход в туалет не должен быть унизительным испытанием.


Программа борьбы с визуальным мусором



Каждый день мы сталкиваемся с кучей лишней информации. Радио, реклама по телевизору, какие-то пустые разговоры, новости, звонки. Все это засоряет голову, не дает сосредоточиться на действительно важных и нужных для вас вещах. Кстати, фильтровать информацию может только 20% людей, остальные сознательно или нет впитывают весь этот мусор как губка. Давайте посмотрим теперь на город. Попробуйте остановиться, осмотреться вокруг и посмотреть, сколько визуального мусора вас окружает. В среднем в местах скопления людей у вас отнимают 50% вида. Вы не видите зданий за рекламными щитами, не видите улиц за припаркованными машинами. Необходимо изменение законодательства в сторону ужесточения наказания за размещение нелегальной рекламы. Городским властям надо строго пресекать все факты размещения такой рекламы. Сейчас даже при желании очистить город почти невозможно.

Подготовка программы: экспертный совет Городских проектов, специалисты iCube.

Помогайте распространять. Чем больше людей увидит и задумается о роли пешехода в современном городе, тем удобнее будут наши города.

Городским проектам очень нужна ваша помощь. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас.
Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей
Программа для кандидатов в мэры Москвы
Текущий проект

Городские проекты прямого участия в выборах не принимают, но внимательно следить за кандидатами будут обязательно. Мы подготовили свою программу, которую хотели бы предложить кандидатам и москвичам на обсуждение. На наш взгляд есть конкретные шаги, которые помогут изменить город и сделать его лучше.

Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему