Некоторое время назад мы писали о плачевном состоянии трамвая в Хабаровске. Тогда в мэрии на наше обращение ответили удивительной отпиской про «Вукана Вучека». Впрочем, наши сторонники вошли в рабочую группу по вопросам транспорта, и недавно в её составе встретились с руководством муниципального трамвайно-транспортного предприятия города. Это стало ещё одним шагом отделения в борьбе за сохранение и развитие хабаровского трамвая.
Участники хабаровского отделения неоднократно высказывались в пользу трамвая на встречах с чиновниками и юристами городской администрации, с руководителями муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия, конкурсным управляющим. В декабре они подготовили презентацию и рекомендации по сохранению и развитию трамвая в Хабаровске, однако слушать их чиновники как будто не хотят.
Проблемы начались несколько лет назад, когда из-за задолженности по налогам в размере около 600 миллионов рублей началось банкротство МУП «Трамвайно-троллейбусное управление». Имущество предприятия в аренду получило МУП «ГЭТ», которое и занимается сейчас пассажирскими перевозками в Хабаровске. Однако скоро это самое имущество (включая и подвижной состав, и рельсы, и контактную сеть) будет продано. Это не сулит ничего хорошего ни трамваям, ни троллейбусам — вложить в ремонт и обновление инфраструктуры новому собственнику придётся очень много, поэтому ему будет выгоднее от скупаемого имущества избавиться.
Перспектива для Хабаровска совсем не радужная: в результате город потеряет экологичный городской транспорт, который может быть современным, нужно лишь вовремя его обновлять. На свалку истории и в металлолом может уйти транспорт с высокой провозной способностью, который курсирует по обособленным путям и перевозит пассажиров по регулируемому тарифу — в отличие от маршруток, которые с высокой долей вероятности придут им на замену.
В качестве закономерных последствий ликвидации городского наземного электрического транспорта в Хабаровске следует ожидать:
- рост автомобилизации;
- увеличение загазованности воздуха;
- увеличение нагрузки на улично-дорожную сеть;
- увеличение времени и затрат населения на перемещение;
- ухудшение качества обслуживания населения общественным транспортом;
- снижение уровня доверия к органам местного самоуправления.
Кроме того, с потерей трамвая и троллейбуса как видов общественного транспорта 734 работника МУП «ГЭТ» лишатся работы — это и водители, и ремонтные рабочие, и административный персонал. Также город потеряет крупного налогоплательщика, который, к примеру, в 2020 году перечислил в бюджеты разных уровней налоговые и неналоговые платежи на общую сумму 179,2 млн рублей.
Хабаровское отделение Городских проектов и рабочая группа депутатов Хабаровской городской Думы подготовили обращения к мэру города, к председателю Законодательной Думы Хабаровского края и врио губернатора Хабаровского края о необходимости принятия срочных мер по спасению хабаровского трамвая.
Использованы фото с сайта transphoto.org