![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/levskogo_after_080413.jpeg)
Сегодня поговорим про детей. Первая проблема, с которой сталкиваются молодые родители - куда пойти гулять с ребенком? Хорошо, если вы живете около какого-нибудь парка или леса, но большинство жителей лишены такой радости. Каменные джунгли спальных районов не предлагают родителям большого выбора для прогулок. Посмотрите в окно, что вы там видите?
Скорее всего ваш двор полностью заставлен машинами, редкие газоны зимой используются для складирования снега, а летом для выгула собак. В большинстве своем газоны просто обнесены заборами, чтобы туда случайно никто не зашел. Да и газонами это назвать сложно - обычно это просто редко посаженная трава, которую стригут два раза за лето, на которой нельзя ни сидеть ни играть. Скорее всего в вашем дворе есть детская площадка - небольшой участок земли, огороженный заборчиком с набором горок, качелей и парой лавочек. Конечно, первым делом возникает желание куда-нибудь пойти с коляской, где больше зелени, где площадка лучше, где нет собак и машин. Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой - город оказывается совершенно не приспособленным для людей с коляской. Вы этого наверняка не замечаете в повседневной жизни, но стоит взять коляску, как перемещение по городу превратится в испытание. Перейти дорогу по подземного переходу очень сложно, а наземные переходы нерегулируемые и просто опасные, тротуары заставлены машинами так, что по ним просто невозможно проехать и приходится выходить на проезжую часть. А вечером куда-то идти просто опасно, так как дорожки плохо освещены, а детские площадки собирают молодежь, у которой просто нет другого места для распития пива и задушевных бесед под гитару.
![](http://varlamov.me/img/progulka14/29.jpg)
У нас, в Городских проектах, есть прекрасный социологический отдел, который постоянно проводит исследования среди москвичей и выясняет их реальные потребности. На основе исследований и знаний наших социологов и экспертов мы предлагаем проекты.
Удивительно, но обычно в городе решения так не принимаются. Обычно все решения по местному благоустройству и инфраструктуре принимаются "на глазок". Смотрит какой-нибудь важный чиновник на двор и говорит: "Как-то мрачно у вас тут все! Покрасьте заборчики в желто-зеленый цвет и бордюры" и по всей Москве начинают красить все в желто-зеленый цвет, так как "жители попросили". Два года назад Собянин сказал переделать все детские площадки в городе. Их действительно все переделили, теперь в каждом московском дворе новая детская площадка. Только никто не уточнил у детей и их родителей, что они хотели бы видеть на этих площадках. В результате в отчетах стоят красивые цифры, а на деле родители своим детям площадки строят сами.
Когда Городские проекты выпустили огромное исследование и проект по потребностям родителей, многие чиновники, которым мы отправили документы, били удивленны. Оказывается родителям нужны туалеты во дворах и парках, фонтанчики с питьевой водой на площадках и нормальное освещение на дорожках. Об этом раньше никто даже не думал и мнение людей, которые ежедневно часами проводят на улице с коляской, не спрашивал.
Результатом исследования стал проект большого 4-километрового маршрута по району Щукино, который мы предложили благоустроить, чтобы там могли нормально гулять родители. Щукино в этом плане мало отличается от остальных московских районов и других городов в России, здесь слабо развита инфраструктура для прогулок с детьми, нет специального маршрутов. При этом потребность в такой инфраструктуре испытывает 3% жителей района! 1 500 человек ежедневно проводит с колясками по 3 часа каждый день. Не замечать и игнорировать этих людей нельзя.
При этом не надо думать, что удобный город нужен только родителям с колясками на 3 часа в день. Пожилые люди (старше 60-65) и молодые родители, а также другие маломобильные группы населения составляют около 28% от всех жителей города, и именно для них должна строиться пешеходная инфраструктура – если будет удобно им, то будет удобно и всем остальным.
Про социологическое исследование уже писал молодой депутат Кац, посмотрите, очень интересно.
На основании социологического опроса мы проанализировали маршруты прогулок жителей Щукино с детьми в колясках, их потребности и предпочтения, выявили наиболее популярный маршрут. В районе метро Щукинская нам показались привлекательными три основных зоны для прогулок с колясками (два парка и набережная). В ходе исследования выяснилось, что 56% процентов опрошенных гуляют с детьми в двух и более зонах, а 44% приходят в парк или на набережную и гуляет там. Это означает, что 56% людей с колясками активно передвигаются по району, а не идут из дома в парк, и им особенно важна хорошая пешеходная инфраструктура.
Итак мы выяснили, что гулять то особо негде. При этом Щукино еще весьма благополучный район по сравнению с другими - очень зеленый, относительно тихий и спокойный. Мы решили, что хватит мамашам с колясками ютиться в своих дворах, заставленных машинами. Пора отправляться гулять по району. Так сказать район посмотреть и себя показать.
Собственно с нормальной пешеходной инфраструктуры и начинается работа над маршрутом. Он должен быть удобным, безбарьерным и безопасным. Очень важно развести пешеходов и автомобили, а последних максимально обезопасить от дорожного шума и грязи.
По маршрутам прогулки родителей все тротуары должны быть отделены столбиками от дороги, чтобы никто не мог парковаться на тротуарах
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC_3960120312.jpg)
Конечно, тротуары должны иметь покрытие, по которому будет удобно катить коляску. Покрытие может быть комбинированным. Например, для велодорожки может быть асфальт, а для колясок крупная бесшовная плитка. В отличие от асфальта она не нагревается летом и идти по ней гораздо комфортнее чем по асфальту. При этом, если правильно ее уложить, швы не будут ощущаться ни коляской ни пешеходом.
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC_4596120313.jpg)
Вдоль маршрута прогулок нужно установить лавочки. При чем лавочки надо не просто поставить где попало, а защитить их от дороги и других источников шума и опасности, например, зеленой изгородью, кустарником или деревьями.
Какая лавочка вам нравится больше. Та, что выше, или эта:
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/548820120916.jpg)
Конечно, в парках и на крупных детских площадках надо устанавливать туалеты
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC_3925120312.jpg)
Туалеты должны быть просторные и с пеленальными столиками. Чтобы в случае чего можно было поменять подгузник ребенку и другие процедуры
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC_4809120314.jpg)
Про сами дороги мы уже неоднократно писали. В городе должна быть полностью безбарьерная среда, чтобы и инвалид на коляске, и молодые родители, и пенсионеры чувствовали себя нормально. На тротуарах должны быть пандусы
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC08640.jpg)
Вот так, например, должен выглядеть переход через трамвайные пути. Он идеально ровный
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC09081.jpg)
Не должно быть нерегулируемых переходов черед широкие улицы. Вы готовы по такому переходу без светофора переходить с коляской?
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC_7552120921.jpg)
Ну и конечно, куча мелочей, из которых и складывается ощущение удобного и дружелюбного города
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/DSC08940.jpg)
![](http://varlamov.me/img/obschzoni/06.jpg)
![](http://varlamov.me/img/obschzoni/07.jpg)
![](http://varlamov.me/img/obschzoni/16.jpg)
![](http://varlamov.me/img/obschzoni/17.jpg)
![](http://varlamov.me/img/obschzoni/19.jpg)
Ежедневно не менее 3 часов по исследуемой территории в Щукино гуляют 1,5 тыс. человек с детьми в колясках. Коляску сложно занести по ступенькам в учреждения обслуживания, её не оставить при входе без парковки, не отойти на большое расстояние на детской площадке, не перенести через яму, проблематично вести ребенка по неровному покрытию без пандусов и опасно переходить дорогу без светофора и крайне неудобно по существующим подземным переходам. Подобная ситуация - с благоустройством территорий для прогулок с детьми в колясках - характерна по всей стране.
На основе наших исследований мы подготовили предложения по организации маршрута в Щукино. Скачать и посмотреть проект можно здесь. На его основе мы можете предложить аналогичные маршруты в своем городе или районе и отправить предложение своему мэру.
Как видно, проект простой, но после его реализации район очень сильно изменится. Родители с детьми наконец смогут нормально перемещаться по району, при этом улучшение пешеходной инфраструктуры важно и для пожилых людей, и для инвалидов.
Вот как будут выглядеть некоторые места в Щукино после реализации проекта:
Авиационная ул.
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/Avia_before.jpg)
Двор по адресу М. Василевского ул., 3к1
![](http://varlamov.me/img/prigulki_s_kolyaskami/Vasilevskogo_before.jpeg)
Картинки зимние, так как проект мы готовили зимой, а для публикации руки дошли только сейчас!
Стоимость такого проекта всего 40 миллионов рублей. Для сравнения маленький сквер в центре Москвы, куда никто не ходит, реконструируют за 50 миллионов. А вместо строительство одного Алабяно-Балтийсного тоннеля можно было бы реализовать 1500 таких проектов: 250 в Москве, 250 в Питере и ещё 1000 в остальных городах РФ. 250 проектов для Москвы, это по две пешеходные зоны в районе, всю Москву бы покрыли.
Обязательно расскажите своему мэру, что для детишек и их родителей нужна нормальная инфраструктура. В своем городе вы на основе нашего проекта можете сделать свой и предложить его городским властям.
Над исследованием работали:
Катя Фефелова – социолог
Оля Висленева – урбанист
Аня Рогова – координатор
Максим Кац - начальник
Антон Марраст - гениальный художник
Илья Варламов - я
Волонтёры Городских Проектов
Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей