Зелень в каждый школьный двор: радикальный план по охлаждению Парижа

28 августа 2018 г.

10 утра. Жара уже начала плавить асфальт у École Riblette, начальной школы на окраине Парижа. Себастьян Мэр, главный специалист по устойчивой среде Парижа, отмечает, что нижний двор школы — классическая тепловая ловушка: он окружён бетонными стенами, отражающими солнечный свет. В прошлом июне температура во дворе достигала 55ºC.

Та самая школа. Фото: Magali Delporte for the Guardian

«На 3 дня школьные активности прекратились», — говорит Мэр. «Дети не могли ни учиться, ни выходить во двор. Мы просто запрещали им это делать, ведь при 55 градусах уже можно жарить яйца на асфальте».

Теперь École Riblette — подопытный кролик проекта «Оазис», призванного превратить бетонные дворы Парижа в «островки холода». Цель проекта — дать передышку при жаре и, возможно, даже снизить температуру по всему городу, которому не хватает зелёных зон. Всего 9,5% территории Парижа отводится под парки и сады, и это самый низкий процент в Европе (для сравнения, в Лондоне 33% зелёных зон, в Мадриде — 35%).

Мэр объясняет, как изменятся школьные дворы: зелёная стена здесь, грядка с овощами там, увеличенные затенённые зоны и специальные дренируемые бетонные поверхности, поглощающие воду во время дождя.

Детские площадки будут включать в себя зеленые стены, овощные плантации, зоны тени, а также деревья и специальные поверхности, которые поглощают дождевую воду. Иллюстрация из презентации, созданной при участии школьников

Если всё пойдёт по плану, все 800 школ Парижа станут зелёными пространствами к 2040 году. Плану города содействует проект Фонда Рокфеллера «100 устойчивых городов».

Но если деревья и грядки не вызывают споров, то два других шага этого плана городу будет сложнее продать. Мэр хочет сначала открыть эти зелёные пространства для незащищённых слоёв населения во время жары, а затем и для всех, даже когда школы закрыты.

«К 2050 году в городе будет 800 прохладных зон, использующих школьную инфраструктуру», — говорит он, утверждая, что этот вариант лучше, чем заставлять людей пережидать жару в супермаркетах и церквях.

В Париже, самом плотнонаселённом городе Европы, все живут в радиусе 200 метров от школ, что означает, что план может значительно увеличить доступ к зелёным пространствам для жителей.


Лина Лиаку, региональный координатор программы «100 устойчивых городов» в Европе, так говорит о новых зелёных пространствах: «Они не только борются с вызовами окружающей среды, но и улучшают социальное взаимодействие, и создают лучшее окружение для людей вокруг».

Такой всеобъемлющий подход появился из 18-месячного процесса выработки устойчивости, который город прошёл, взаимодействуя с этой программой, пытаясь думать более взаимосвязанно — концентрируясь не только на климате после Парижских соглашений, но и на «проблемах общества и инклюзивности, которые, очевидно, повлияли на город», говорит директор глобальных коммуникаций Эндрю Бреннер. «То, что город с самого начала рассматривает оазисы не как вмешательство в климат (борясь с одной проблемой — жарой), а как вмешательство в устойчивость со множеством плюсов, это большой шаг вперёд».

Но открывать школы-крепости Парижа для всех не так-то просто в городе, где существует опасность погибнуть: во время террористических атак за последние 3 года убито 150 человек. Повышенные меры безопасности затрудняют доступ в школы даже для родителей. Лиаку заявляет, что эта часть проекта ещё не завершена. «Это вызов для Парижа, и мы хотим работать с ними и добиться большего», — говорит она.

Себастьян Мэр при этом невозмутим. Он говорит, что пространства будут безопасными и никто не заставит школы открыть доступ, если родители и учителя на это не согласятся.

Себастьян Мэр (слева), и Стефан Лажу, глава департамента рахитектуры 20 оркруга, где находится École Riblette. Фото: Magali Delporte for the Guardian

Он отмечает, что от жары погибло больше людей, чем от терроризма: в 2017 за одну неделю погибло 580 человек, а по всей Европе аномальная жара 2003 года привела к смертям 14.800 человек.

Мэр также считает, что собирать людей вместе на школьных площадках — важная часть, чтобы сделать Париж более стойким к терроризму. В этом он находится в жёсткой оппозиции к правительству Франции.

«Они запрещают людям самоорганизовываться из-за терроризма: “Не собирайтесь, не встречайтесь друг с другом, вы станете мишенью, так что оставайтесь дома», — говорит Мэр. «Но наше мнение таково: “Если сумасшедший хочет что-то совершить, мы это не предотвратим. Хватит лгать людям».

«Мы больше беспокоимся о том, как общество это переживёт и отреагирует. Есть ли способы? Общайтесь с соседями, взаимодействуйте с людьми. Не сидите перед телевизором, боясь террористов, а общайтесь с людьми».


Если говорить о том, действительно ли зелень в школах может снизить температуры в Париже, это ещё не ясно. Есть доказательства того, что озеленение Парижа может охладить город. В 2012 году исследователи из французского Гидрометцентра смоделировали аномальную жару 2003 года при нескольких сценариях. Они выяснили, что если превратить каждый клочок голой земли Парижа в зелёное пространство, включая половину тротуаров шире 15 метров, то среднесуточные температуры могли бы упасть на 3-5 градусов.

Но это если мы говорим о тысяче гектаров озеленения в течение нескольких десятилетий. При этом все школьные дворы Парижа вместе взятые занимают площадь всего 80 гектаров и они не будут озеленены полностью: в École Riblette два двора останутся заасфальтированными для занятий спортом.

«Растительность в школах — шаг на пути к озеленению города, который может повлиять на микроклимат и охладить весь город», — заявляет Винсент Вигье, научный сотрудник Международного центра исследований окружающей среды и развития. Однако он предупреждает, что даже при наилучшем развитии событий не получится справиться с потеплением Парижа. «Выглядит неплохо, но недостаточно».


Вигье также отметил, что дренируемые бетонные поверхности, предложенные École Riblette, менее эффективны, чем травяные лужайки, которые отражают тепло, а не поглощают его. «Когда стоит жара, дождя нет», говорит он. «Пористый битум не очень-то повлияет на охлаждение воздуха».

В другой пилотной школе проекта в землю установят датчики жары, чтобы измерить, как новые поверхности реагируют на жару.

/uploads/image/proj.jpgЕще одна концепция школьного двора.

Мэр признаёт, что ради такого проекта в Париже пришлось идти на компромиссы. «На региональном уровне нас ждёт слоёный пирог из семи уровней администрации», — отмечает он и утверждает, что идея позаимствована у городов, где что-то подобное уже сделано в гораздо более сложных условиях, например, у Афин. «По выходным в школах Афин живут мигранты, и когда мы говорим, что люди здесь…» (кривит лицо). «У Афин получается, хоть они и беднее Парижа. Они могут, и мы сможем».

Но озеленение каждой школы Парижа недёшево. Реновация каждого школьного двора стоит минимум 300 тысяч евро, а дополнительные потребности проекта «Оазис» добавят ещё 25-30%. Но «многочисленные плюсы» для города сделают это ценной инвестицией.

Июньская жара 2017-го года стала переломной. До этого экстремальной жары никогда не было во время учёбы. Прогнозируется, что к концу века в каждом городе будет в среднем 30 дней экстремальной жары. «Мы можем рисковать тем, что каждый год будет 30 дней без учёбы?», задаётся вопросом Мэр. «Это очень большой срок — целые поколения будут мучиться от изменения климата».




Взято из Гардиана, перевел для вас Михаил Чижов.

Сбор регулярных пожертвований в Белгород
Собрано 1 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему